Наверное самое постоянное, что есть в психологическом и психотерапевтическом Петербурге - это два традиционных ежегодных события, которые регулярно совершаются уже почти 15 лет: Зимняя Школа и Фестиваль (который проводится весной). Вот и опять, в этом году, история повторилась, принеся участникам много нового.
Сначала общие сведения из предистории: Гильдия Психотерапии и Тренинга. В нашу эпоху перемен она выглядит настоящим старожилом и в этом году справит свой промежуточный юбилей - 15 лет. Тогда группа из двух десятков психологов высокого уровня, занимавшихся психотерапией (пардон - психокоррекцией, как в нашей стране формально требуется называть подобную практику) в различных направлениях, решили объединиться для обмена опытом между собой и с начинающими коллегами в Ассоциацию Тренинга и Психотерапии (АТП), как она тогда называлась. Сколько времени с тех пор прошло - некоторых из учредителей, к сожалению, уже нет в живых, их место давно заняли ученики и ученики учеников, а Ассоциация, дважды сменив название и превратившись в Гильдию, живёт, развивается, обретает новые черты и перспективы, и несмотря на все внутренние и внешние кризисы, продолжает успешно решать свои задачи. Сейчас она объединяет более 200 членов. С 1992 г. АГрА является одной из секций этой организации. Более подробно о Гильдии Психотерапии и Тренинга можно узнать на её сайте http://www.atpspb.narod.ru.
Не берусь сказать, когда впервые, тогда ещё в АТП, была проведена первая Зимняя Школа. Когда я стал членом этой ассоциации в 1992 г., она уже была. И хотя сейчас врят ли можно найти какой-нибудь регион, где местными психологами не проводилось бы зимой какого-нибудь мультидисциплинарного декадника или фестиваля (нередко представительного, как например "Святочные встречи" на Северном Кавказе), всё-таки петербургское мероприятие, вероятно, остаётся одним из первых такого рода. Многое изменилось с тех пор, иные некогда скромные психотерапевтические секции постепенно превратились в солидные и успешные институты, их руководители обросли степенями и званиями, однако некий дух неформального сотрудничества, профессионального единения и открытости друг другу сохранился, передавая культуру профессионального сообщества от поколения поколению.
Но вернёмся к Зимней Школе - 2005. Её расписание можно увидеть здесь. Последние годы каждый раз на Зимней Школе появляется что-нибудь новое, не стал исключением и этот год - впервые помимо воркшопов целый день был посвящён супервизиям. В остальные дни достаточно интенсивная программа, когда несколько воркшопов идёт параллельно, заставлет участников постоянно выбирать между ними. Учитывая специфику этого сайта я расскажу прежде всего о группаналитической части программы, в которой я сам принимал активное участие. Вообще на протяжении последних 10 лет групповой анализ достойно представлен на мероприятиях Гильдии.
В первый же день многие смогли приять участие в воркшопе О. Никитиной под названием "Группанализ. Рабочая группа. Пятнадцать... 30... 45..." Как я понял, побывав на нём в качестве участника, это был демонстрационный воркшоп, позволяющий познакомиться с методом и получить небольшой опыт участия в группе. Начав с теоретической части, Ольга очень плавно и незаметно перевела возникшую дискуссию в групповую работу, что несомненно свидетельствует о хорошем владении групповой ситуацией со стороны ведущей. Достаточно умело используя техники групповой работы, она смогла постепенно включить во взаимодействие всех участников группы и позволила им быть достаточно спонтанными в своей дискуссии. И хотя в окончании своего воркшопа ведущая решила слегка отойти от группаналитической техники, в целом демонстрация достигла своей цели и позволила тем, кто пришёл, получить некоторый группаналитический опыт. Для меня лично особенной ценностью было то, что её техника работы заметно отличается от моей, но при этом также оказывается достаточно успешной - есть материал для ассимиляции нового опыта ведения группы.
В четверг, день посвящённый супервизиям, были заявлены сразу две супервизорские группы со стороны групповых аналитиков - моя и О. Никитиной.
Поскольку пришло неожиданно много народа, я постарался организовать супервизию как групповую работу, в которой часть участников (8-10 человек) проводили бы коллективное обсуждение выдвигаемого на супервизию случая, при этом остальные участники находились в "аквариуме". Это заметно отичалось от традиционной групповой супервизии, где группы достаточно малы (4-5 чел.) и работают в закрытом режиме, но я постарался смоделировать рабочую ситуацию. Некоторой особенностью было то, что мной на супервизию было предложено выносить не только случаи из прошедших или идущих групп, но и также проблемы с началом групповой работы, набором групп и т.д. Мне кажется, что те два участника, которые вынесли свои случаи на супервизию, получили пользу (причём второй случай был как раз по поводу проблем начала группы). С достижением дидактической цели, видимо, было несколько хуже - сказалось большой количество людей, однако значительная часть оказалась довольна увиденным.
К сожалению группа Ольги Никитиной проходила параллельно моей, поэтому я могу рассказать о ней только со слов самой ведущей. Она постаралась построить свою работу в виде группового обсуждения случаев с заметным теоретическими вставками. На супервизию могли (как я понял) выноситься случаи из групповой и индивидуальной психодинамической работы. При этом основная фокусировка делалась на манифестациях переноса/контрпереноса и использовании контрпереносных чувств для анализа пациента. По мнению Ольги работа удалась (в чём я не сомневаюсь).
На следующий день мной вниманию участников был представлен воркшоп "Группа для решения семейных проблем". Целью было продемонстрировать механизмы того, каким образом группа в спонтанном развитии воспроизводит отношения внутри семьи и позволяет осуществлять их коррекцию. Я постарался провести демонстрацию групповой работы в пределах 1,5 часов с последующим обсуждением. Поскольку заявлялось, что группа будет фиксироваться на вопросах семейных отношений, я предложил перед её началом схематично изобразить свою семью на листке бумаги, сохранив масштаб психологической дистанции между членами семьи. После короткой втупительной теоретической части я предложил перейти к свободной дискуссии, сохраняя своё пассивное участие в ней. В течение этого времени свободная групповая беседа то возвращалась к семейным отношениям, то переходила на другие темы. После завершения группы участникам было предложено посмотреть на свои первоначальные рисунки и определить, что они хотели бы изменить в них теперь. Многие обнаружили некоторые изменения (порой существенные) в своём восприятии семьи после групповой сессии, даже если эти отношения ими напрямую не обсуждались. Некоторые смогли провести параллели между своими отношениями в семье и происходившим в группе, вызвашим изменения на рисунке.
Ну а теперь о другом, что было на Зимней Школе. Рассказать обо всём наверное не смог бы никто, поскольку охватить общим взглядом огромное многообразие представленных тем за небольшой промежуток времени не под силу простому смертному. Я посетил несколько воркшопов, которые показались мне интересными. Один из них - "Гештальт и психотерапия" Д. Овечкина позволила вспомнить другое психотерапевтическое направление, которым я занимаюсь - гештальт, и полюбоваться работой Мастера. Остальные мероприятия, которые я посетил были посвящены проведению тренингов (А. Ялов и Г. Замалдинова "Мастерство тренера: свобода и моделирование результата"; Е. Кулева "Универсальное и вариабельное при разработке программы тренинга бизнес-коммуникаций") и фокус-групп (И. Соломин "Профессионгальная карьера психолога: проблемы и перспективы", фокус-группа) - это было успешное удовлетворение интереса к разработке новых для меня сфер деятельности. Увы очень многое из того, что хотелось бы посетить, осталось за бортом.
В заключение хочу сказать, что прошедшая очередная Зимняя Школа как всегда показала высокий уровень и несомненную пользу для профессионального сообщества. Теперь будем ждать мая - тогда я постараюсь рассказать о другом традиционном мероприятии Гильдии - Фестивале "Многообразие психотерапевтического опыта" - 2005.
Пажильцев И.В., 20 февраля 2005 г.